В этой статье разберем все, что нужно знать о распашных воротах и калитках. Как устанавливать, на что обращать внимание, какие особенности.
Изготовление и монтаж
Для изготовления рамы ворот рекомендуем использовать профильные трубы сечение 40х20 или 60х30 мм. Конструкция рамы ворот может быть любой, мы используем прямоугольную или квадратную форму, в зависимости от типа забора и необходимости крепления обшивки рама может содержать дополнительные горизонтальные поперечины для усиления конструкции и точек крепления материала. Рама может быть плоской или объемной, тогда материал обшивки утапливается внутрь. Помимо внешнего вида объемные рамы предохраняют обшивку от деформации снегом или иными препятствиями при отрывании. Толщина материала для рамы может колебаться от 1,5 до 2 мм, толще труб не рекомендуем, чтобы не утяжелять конструкцию. Несущие столбы для легких рам, обшитых сеткой можно использовать из трубы сечением 50х50 или 60х60 до 2мм толщиной. Тяжелые рамы, обшитые профлистом, деревом или металлом требуют использования труб сечением 80х80 и толщиной не менее 3мм. а при большой высоте ворот и толще.
Монтировать ворота и калитки можно двумя способами – установка на сваи и на столбы. Установка на сваи более надежный способ и предотвратит изменение геометрии в процессе эксплуатации. Мы рекомендуем использовать
винтовые сваи из трубы 76мм, диаметр лопасти 230мм и усиленные оголовки 5 мм толщиной, заглубление не менее от 1,5 м. В грунтах, подверженных сильному
морозному пучению желательно добавить
бутование щебнем. Оголовок приваривается к верху сваи и на него привариваются несущие столбы ворот. Если решили устанавливать на столбах, то основная задача сводится к установке несущих стоек. Чем крепче и глубже столбы установлены в грунт, тем лучше. Минимальное заглубление столбов для ворот и калиток 1,5м. В процессе монтажа столбов придется отслеживать два положения. Вертикальность установки столбов влияет на горизонтальное положение створок (по умолчанию считаем, что петли уже ровно приварены к столбам и створкам на производстве). Симметричность установки столбов влияет на геометрию ворот относительно линии забора, если он уже есть. Приварка петель в условиях цеха исключает перекосы и отклонения диагоналей рам. Подобные рамам ворот конструкции чувствительны к перегревам и перекосам при изготовлении. Работы должны выполняться на специальных столах опытными сварщиками с соблюдением геометрии каркасов и зазоров по петлям. Поэтому мы не рекомендуем изготавливать рамы распашных ворот и калиток на участке в кустарных условиях.
Следующим этапом выполняется приварка нащельника на одну из створок и коррекция положения стоек. Следом каркас обшивается материалом (если это требуется). Монтируется фурнитура. Предусмотрите наличие стопоров, засовов, ручек, проушин. Полезно будет закрепить на приемный калиточный столб небольшой магнит, так калиткой можно будет пользоваться в течение дня без ключа.
Завершающий момент - по необходимости монтируются дополнительные укрепления на воротные столбы. Это могут быть съемные стяжки сверху, укосины, откосы, оттяжки. Перед монтажом укреплений удостоверьтесь, не требуется ли корректировка уровня столбов. После обшивки материалом створки могут изменить ровность горизонта, исправить это нужно до монтажа дополнительных укреплений.
Подробнее о дополнительных укрепления столбов забора и ворот.
Плюсы и минусы распашных ворот:
✓ Стоимость — в сравнении с откатными или роллетными воротами цена на материал и установку распашных конструкций на порядок ниже, транспортировка материала тоже сравнительно удобнее.
✓ Скорость установки — на монтаж распашных ворот и калитки с обшивкой материалом у опытной бригады уходит не более 4 часов.
✓ Неприхотливый ремонт — провисания и изменение геометрии установки столбов легко исправляются малыми силами.
✓ Классическая конструкция — мы уже с детства имеем дело с распашными конструкциями: двери в домах, двери автомобилей и т.д. — привычно, значит, знакомо.
✗ Зимний период — для северных широт обязательным условием эксплуатации ворот и калиток станет чистка снега.
✗ Узкий въезд — могут возникать сложности в эксплуатации при нешироких дорогах или небольших размерах площадки под авто на участке. Створки при открытии скрадывают часть пространства.
✗ Ветровая нагрузка — оставленную без присмотра открытую створку обязательно порывом ветра сорвет с места, последствия могут быть критичны как для здоровья, так и для целостности имущества и самой конструкции ворот. Это не гарантийный случай. Предусматривайте надежные промежуточные точки крепления створок.
✗ Автоматика дороже — в сравнении с откатными и роллетными воротами, приводимыми в движение одним двигателем, на распашные ворота придется монтировать сразу два, это удорожает и усложняет процесс. Подробнее об автоматике для распашных ворот.
✗ Фиксирующие штыри — в закрытом состоянии ворота должны крепиться стопорами посередине ворот в землю/покрытие въезда. Если на заезде уже выложена плитка или он забетонирован, процесс усложнится.
О калиткахРедкий участок обходится без входа через калитку. Конструкция калиток такая же, как распашных ворот, ее выбор зависит от типа материала для обшивки или наполнения. Калитка может быть расположена рядом с воротами. В этом случае между воротным и калиточным столбами наверху необходимо сделать стяжку. Она укрепит воротный столб, связав его с калиточным, а значит, и целиком с забором. К ней можно смонтировать магнитный замок, использовать его отдельно или вместе с системой видеодомофона. Если калитка устанавливается в стороне от ворот, то в ее комплект входит второй, ответный столб. Тогда стяжка монтируется сверху между калиточным и ответным столбами.
Калитка, встроенная в ворота, это, как правило, вынужденная мера, связанная с недостаточной шириной заезда на участок. Створка ворот с калиткой внутри утяжеляется, что несет за собой укрепления для столба. При открытой калитке рама ворот остается вверху и внизу. Рослые люди вынуждены будут наклоняться, проходя через калитку (проблема отпадает при высоте ворот от 2 метров и выше). Любой посетитель может наступить на нижнюю часть рамы ворот. На практике это происходит машинально, дети могут кататься на створке ради забавы. Под весом человека могут деформироваться сварные швы, геометрия створок или столба может измениться. Поэтому гарантия не распространяется на калитки внутри ворот.
Подробнее о выборе и установке калиток.
Практические советыШирина ворот
Если пространство позволяет то, планируйте ворота шириной не менее 4-х метров. Этого будет достаточно даже для грузовых автомобилей, если дорога перед участком не узкая. Продумайте радиус поворота машины на участок и расположите ворота в оптимальном месте. В воротах большей ширины тяжесть конструкции может стать критической для геометрии. Тогда потребуются укрепления, за которые придется переплачивать.
Подробнее о ширине ворот.
Калитка и канава
Ширина заезда недостаточная или вход в дом расположен вдалеке от заезда, и канава перед участком стала проблемой? Рассмотрите установку небольшого мостика перед калиткой. Это практичный и красивый выход.
Подробнее о заборах вблизи канав.
Сторона открывания
Створки имеют определенную ширину, пространство перед ними должно быть свободно и выровнено. Петли лучше заказывать с открыванием на 180 градусов.
Технические зазоры
В северных районах под воротами и калиткой до земли нужен ощутимый зазор. Он больше, чем в среднем по забору. Снежные зимы и перепады высот между уровнями грунта участка и дороги тому виной. Планируйте высоту створок, исходя из зазоров под ними и высоты забора.
Подробнее о щелях под забором.
Фурнитура
Если вы сами приобрели каркасы ворот и калитки, озаботьтесь вопросом фурнитуры заранее. Для створок до 2 метров высотой подойдут стандартные материалы. Для более массивных рам и фурнитура требуется усиленная. На тяжелые каркасы лучше предусмотреть дополнительные комплекты петель. После окончания монтажа рам, можно предусмотреть антисъемники над петлями, чтобы никто не имел возможности разобрать ворота. Подробнее о воротной и калиточной фурнитуре.